» Статьи

Статьи

Ростовые группы

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.
Поэтому правильная комплектация школ мебелью определяется наличием необходимых комплектов ученической мебели в соответствии с фактическим распределением детей по ростовым группам (особую важность это имеет в начальной школе). Выполнение данных требований обеспечивается приобретением разноростовой мебели или мебели, регулируемой по высоте.
Для правильного подбора ростовой группы ученических столов и стульев необходимо учитывать рост учеников. Старайтесь использовать нижеприведенные данные при подборе мебели для вашего класса.
Схема ростовых школьных групп



В соответствии с этой ростовой шкалой ГОСТами 11015-71 "Столы ученические" и 11016-71 "Стулья ученические" предусмотрено изготовление мебели четырех групп. Такое распределение школьников на группы роста и изготовление для каждой из них определенного номера мебели позволит обеспечить удобное рабочее место школьников.


Отдельно необходимо обратить внимание на мебель с регулируемой высотой, она позволяет значительно экономить средства, приобретается 1 раз, а в последствии, по мере роста ребенка, только регулируется по высоте.
Схема ростовых дошкольных групп



Требования к школьной мебели

Школьная мебель должна соответствовать педагогическим, санитарно-гигиеническим, эргономическим, производственно-экономическим, архитектурно-художественным требованиям. Еще следует упомянуть требование долговечности.

Комплектация школы мебелью – серьезная задача для руководства школы, которое помимо требований сертификации должно учитывать непосредственное количество и возраст учашихся в учебном заведении. Нельзя допустить, чтобы не хватило мебели для малышей или старших школьников, ведь требования к столам и стульям предполагают, что они подбираются ученикам по росту. Помимо, общих требований, есть и такие которые определены целесообразностью – школьная мебель должна быть разборной, иначе транспортировка больших партий сделает ее очень дорогой.

Среди специальных требований к школьной мебели есть те, что относятся к специализированным изделиям, например, для кабинетов физики, химии, компьютерных классов, для детей с нарушениями осанки, которым необходимо часть времени заниматься стоя.

Если говорить о формальной стороне вопроса, основное требование государственных стандартов к школьной мебели – требование ростового соответствия, закрепленное с 1972-го года, в котором была введена ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. Позднее, в 1986-м была введена уточненная система ростовых групп, которых стало шесть, а также цветовая маркировка изделий цветом,. Данная маркировка соответствует мировому стандарту мебели для школ: ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений».

В 1992 году ГОСТы по школьной мебели были еще раз уточнены и утверждены («Мебель школьная. Функциональные размеры»). С тех пор и до настоящего времени они не менялись. Судя по всему, принципиальных изменений в ближайшее время в них не предвидится. С 1994-го школьная мебель обязательно проходит сертификацию.

Перечень актуальных ГОСТов:

ГОСТ 11015,
ГОСТ 11016,
ГОСТ 5994,
ГОСТ 18314,
ГОСТ 18313,
ГОСТ 19549,
ГОСТ 19550,
ГОСТ 22359,
ГОСТ 18607.

Во время обучения в школах, вузах и других учебных заведениях учащиеся проводят за партами большую часть времени, именно поэтому важно, чтобы ученическая мебель была изготовлена с учетом всех санитарных норм. Также большое внимание стоит уделить качеству школьной мебели и мебели для дошкольных учреждений. Именно качественная школьная мебель сможет обеспечить травмобезопасность для ваших детей. Школьные парты должные иметь скругленные углы и гладкую поверхность.
Будущее здоровье ваших детей во многом зависит от того, как комфортно будет ребенку сидеть при выполнении заданий на уроке. Поэтому при продаже школьной мебели, компания Мир Климата учитывает все особенности развития детского организма.
В нашем магазине вы найдете самый большой выбор школьной мебели в Воронеже, а так-же мебели для столовых и мебели для библиотек. Надежность, долговечность, травмобезопасность, экологичность - на этих критериях мы основываемся при производстве школьной мебели. Подобные параметры достигаются только при использовании современного технологического оборудования, отвечающего мировым стандартам. Изготавливаемая нами школьная мебель выпускается по ГОСТ22046-2002 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года. Таким образом, мы выполняем все требования, которые предъявляются к школьной мебели. Вся школьная мебель поставляемая нами сертифицирована и безопасна для детей.
Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся.

Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

Основная , или рабочая мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей) : кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель для школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах) .

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.